Мы помним. Станислав Петрович Воротилин
В Ярославле Воротилин всегда был своим. Он отдал “Шиннику” не один год своей жизни и навсегда останется легендой ярославского футбола. В нашем городе его уважала вся футбольная общественность, а он платил за это преданностью клубу.Писать о Воротилине сейчас очень тяжело. Он был всегда…
Он был очень интересным человеком. Для кого-то может быть даже загадочным. Кроме всего квалифицированным тренером, который страстно любил футбол и жил футболом. Спокойный и трудолюбивый – таким в нашей памяти останется Станислав Воротилин. Лучшее о нем останется в сердцах родных и близких.
Думая о Станиславе Петровиче, я всегда теперь буду вспоминать его тренерский взгляд, такой тёплый, вдумчивый и глубокий.
Мне посчастливилось познакомиться с этим удивительным человеком двадцать лет назад - летом 1993 года. Еще какой-то год назад мне четырнадцатилетнему мальчишке и присниться не могло, что жизнь сведет меня с самим Воротилиным - уже тогда с легендарной личностью ярославского футбола.
“Я давно уже не чувствую себя москвичом. Да и Ярославль, куда я приехал в 1957 году по распределению по окончании ФШМ мне сразу понравился. Этот город для меня уже стал своим. А какая теплая непринужденная обстановка присутствует на каждом шагу. Неслучайно в 1959 году я женился и остался здесь жить. С каждым годом мне здесь нравится работать все больше и больше” - эти слова с большим энтузиазмом Станислав Петрович произнес нам, ребятишкам – группе подготовки ДЮСШ “Шинник” еще лет двадцать назад, когда тренировал сборную Ярославской области.
Поначалу, честно говоря, мы его стеснялись. Но нам всегда было интересно послушать его. Особенно запоминались поездки в другие города. В поезде скучно никому не было. Время пробегало моментально. Полвагона собиралось на крошечном пятачке. При наших встречах он всегда с удовольствием рассказывал про свою карьеру, тренерскую деятельность, делился приятными воспоминаниями. Он рассказывал взахлеб о том, кто был его кумиром в детстве, как он тренировал “Шинник”. Мне было интересно послушать про пушечный удар Игоря Макарова, про сейвы Владимира Чуркина, про дриблинг Бориса Гаврилова, про первый после распада СССР сезон “Шинника” в высшей лиге чемпионата России. А еще узнать, как Станислав Петрович оказался в одной команде с легендарным вратарем Львом Ивановичем Яшиным…
Мне кажется, сейчас нужно слышать больше таких историй. Чтобы помнить – ушел из жизни не абстрактный человек, а харизматическая личность ярославского футбола. Его уважали, его слушали, с ним советовались.
Он был для нас пацанов и тренер, и психолог, и близкий человек на которого можно было положиться. Не сомневаюсь, что похожие чувства к этому человеку испытывают и многие другие его воспитанники, или те, кто хоть раз пересекался со Станиславом Петровичем.
Безусловно, всем нам Воротилин запомнится не только как человек, отдавший клубу более 50 лет, но и как один из лучших детских тренеров за всю историю ярославского футбола. После того как в 1992 году он перестал работать главным тренером “Шинника”, его жизнь, его любовь, его такая необычная для тренеров нежность сосредотачивались на детишках. Несмотря на возраст, в целом он всегда держал высокую планку, а это знак профессионализма. Расставшись с профессиональным футболом, Станислав Петрович все свои знания передавал детям. Дать им дорогу в профессиональный футбол, научить футбольным азам, было главной его страстью. Если кто не знает, то скажу, что Воротилин воспитал отличный “Шинник-85”, крушивший на своем пути всех одногодок. Мягков, Штукин и Харитонский были в этой дружине первыми звездами и впоследствии вышли на профессиональный уровень.
Еще он был очень воспитанным человеком, настоящим образцом для многих. Приведу пример: если при тренере кто-то из ребят начинал нецензурно выражаться, он всегда делал им замечания: “Не ругайтесь, где бы вы ни находились”. И ребята надо сказать его слушались.
А еще не понаслышке знаю, каким он был отличным семьянином. Станислав Петрович всегда с удовольствием рассказывал про свою семью, никогда не забывал привезти с поездки подарки. А себе, кстати, любил захватить с поездки пару трехлитровых баллонов меда. Семья всегда занимала важное место в его жизни. Страшно даже представить, что творится сейчас в сердцах его родных.
Когда Воротилин в 2001 году вернулся в профессиональный футбол – в команду второй лиги Ярославский “Нефтяник”, признаться сильно обрадовался. Повод был подходящий – в то время сам выступал за эту команду, да и лучшего специалиста по работе с молодежью просто не найти. У Воротилина возраст и опыт к тому времени был соответствующий. “В команде есть молодые ребята, буду натаскивать их. Всех их я хорошо знаю. Надеюсь, что многим из них помогу дать дорогу в большой футбол, дай бог кого-то довести до “Шинника”, — примерно так рассуждал Станислав Петрович.
В 63 года от Станислава Петровича исходил такой заряд энергии, желания быть в футболе, тренировать, что складывалось впечатление, будто ему лет сорок и что он совсем недавно пришел в эту игру. Этот человек отдавал себя без остатка на каждом тренировочном занятии. Было видно, как он соскучился по профессиональному футболу. Глядя на Воротилина, казалось, что он не закончит тренировать никогда. Матерый тренер, мэтр, заслуженный — именно таким образом ассоциировали этого специалиста футболисты “Нефтяника”.
Воротилин значил для Ярославля очень много. Он был примером для подражания, тем футболистом кто достойно отыграл за “Шинник” десять сезонов. Именно под его руководством “Шинник” занимал высокое 4-е место в первой лиге советского футбола в 1979 и 1981 годах. Он был тем самым ярославцем, о котором нельзя было не упомянуть в разговоре про ярославский футбол.
Про Станислава Петровича можно многое рассказать. Думаем, болельщикам “Шинника”, да и всем любителям футбола есть, что вспомнить про этого блестящего человека и профессионала с большой буквы. Но, наверное, лучше других его знает Борис Анатольевич Гаврилов – рекордсмен “Шинника” по забитым мячам, который узнав о смерти Воротилина, сказал: “Это был не только отличный профессионал своего дела, но в первую очередь замечательный человек, который многое сделал для ярославского футбола, в том числе для ребят, которые на протяжении долгих лет играли за “Шинник”. Мне сейчас сложно описать свои чувства. Жаль, что он ушел от нас так рано. Лично для меня он сделал очень многое. Когда меня пригласили в Ярославль из Гаврилов – Яма, именно он меня подтаскивал в дубле к основному составу. Затем вместе долгое время работали в первой команде. В тренировочном процессе Станислав Петрович очень много внимания уделял молодым футболистам, постоянно подсказывал, работал над недостатками. Неслучайно в то время в составе нашей команды играло много местных воспитанников, которым именно Воротилин дал путевку в большой футбол”.
- Он отличался своей уравновешенностью и спокойствием – вспоминает Гаврилов. – Да, он тренер демократичный, на крик редко когда переходил. Нельзя не отметить, что этот специалист был хорошо подкован тактически, шел в ногу со временем. Старался использовать все новые веяния в футболе и внедрять их в игру. Воротилин любил техничный футбол. Не просто так все говорили, что “Шинник” играл в спартаковский футбол, такой романтичный, ажурный. А кроме всего заслуга Станислава Петровича заключается в том, что умел создать в коллективе хороший эмоциональный фон. Он сам играл в футбол и понимал, что требовать от футболистов. Одним словом атмосфера в команде была рабочей, но в то же время мы жили как одна семья – сказал в заключение нашего разговора Борис Гаврилов.
В последнее время Станислав Петрович немного отошел от футбола. Все реже и реже стал появляться на играх “Шинника”. Он очень тяжело переносил болезнь…
В июне Станиславу Петровичу исполнилось бы 75 лет. Мне очень хотелось по этому поводу взять у него интервью. Планировал побеседовать с ним в конце мая. Хотелось вспомнить его тренерскую деятельность, да просто поговорить о жизни, о футболе.
Увы, не успел…
Хочется, чтобы каждый май в Ярославле проходил турнир памяти Станислава Петровича Воротилина с участием детских команд. Безусловно, Станислав Петрович это заслужил. Это еще один способ сохранить о нем память. Хороший способ, верный.
Воротилин любил “Шинник” в себе. Это была один из самых ярких личностей в истории ярославского футбола. Он играл для болельщиков, тренировал с душой. “Шинник” и Воротилин – как единое целое. Так было, есть и будет всегда.
Такие люди как Воротилин живут долго, даже если уходят из жизни. Живут в нашей памяти. В мыслях. В сердцах всех тех, кто любил его и кого любил он. Да, какой был человек, какая личность…
Станислав Петрович, вы в наших сердцах навсегда.
http://www.yarsport.ru/football/shinnik/25369-my-pomnim-stanislav-petrovich-vorotilin.html
Количество показов: 2680
(Голосов: 9, Рейтинг: 3.7) |