Александр Самыгин: После работы с Михалычем живешь с чувством выполненного долга
Бывший тренер ФК “Шинник” Ярославль Александр Самыгин в интервью “Ярославскому спорту”, посвященному юбилею Александра Побегалова, вспомнил самые интересные моменты совместной тренерской деятельности.
- Незаметно подкрался юбилей у нынешнего тренера “Шинника” Александра Побегалова. Не верится, что Михалычу уже 60 лет?
- В том-то и дело, что не верится! Абсолютно! Да и самому-то мне уже за шестьдесят. Какая-то нереальная цифра. Настолько быстро летит время. Увы, но мы не властны над ним.
- Как будет правильно – Побегалову уже 60 лет или еще только 60?
- Для тренера 60 лет – не катастрофа. Подобный юбилей далеко не повод задумываться об окончании карьеры. Столько примеров могу привести, когда тренеры и после семидесяти лет успешно работали в различных футбольных клубах. Причем есть действующие специалисты в командах мирового уровня. Если сохраняешь здравый ум и работоспособность, то, безусловно, ты еще не сказал своего последнего слова в футболе. Михалыч до сих пор находится в стадии тренерского развития и совершенствования. Он еще способен прибавить во многих компонентах.
- Откуда такой оптимизм?
- Дело в том, что большая часть его карьеры складывается так, что в сложившихся условиях не удается реализовать весь свой богатый тренерский потенциал. Обстоятельства зачастую были такие, что Побегалов не мог выдать максимальный результат.
- В силу чего?
- В силу своей порядочности. Полагаю футбольные люди меня поймут. Я уж молчу про сегодняшнюю ситуацию в Ярославле и конкретно в футбольном клубе “Шинник”.
- А зря..
- Хорошо. Ну, скажите, как можно реализовать свой потенциал, когда приходится все последнее время заниматься, по сути, спасением клуба на флажке. Вы сами и без меня все отлично понимаете. Сейчас Михалыч практически из ничего дает результат. В последние три с половиной года он работает в очень уж тяжелых для тренера условиях.
- Представляете нынешний “Шинник” без Побегалова?
- Сейчас нет! На данный момент только Михалыч может помочь клубу. Есть ощущение, что и футболисты-то бьются сейчас за тренера.
- В двух словах, какой он, наш Михалыч?
- В двух словах вам и отвечу: “Мужчина стоик и чрезвачайно трудоголик”. Кстати, недавно специально посмотрел википедию Александра Михайловича Побегалова и наткнулся на определение – “российский футбольный тренер”.
- Что здесь не так?
- В принипе – все так. Думаю, что напротив любого нашего тренера в википедии стоит подобная запись. Но чего-то в википедии не хватает...
- Посоветуйте – что именно?
- Я бы добавил термин “маститый” российский футбольный тренер. Сам термин означает, что это – человек, добившийся за долгосрочную и плодотворную работу уважения и почета у футбольной общественности. Причем у всех: у болельщиков, тренеров, специалистов, футболистов.
- О вашей дружбе наслышаны многие. Сейчас поддерживаете отношения?
- Безусловно. Мы не только поддерживаем отношения, но и продолжаем общаться на все футбольные темы. В сложившейся ситуации Михалычу очень нужна поддержка. Видели бы вы как он переживает за судьбу клуба... “Шинник” ведь его родное детище. Михалыч такой человек, что в каком бы тяжелом положении клуб не находился, руки все равно никогда не опустит.
- Многие считают, что в скором времени Александру Михайловичу пора готовить смену. А вы как думаете?
- Разумеется, руководители клуба должны понимать, что рано или поздно Александр Михайлович завершит активную тренерскую деятельность. Наверняка какие-то варианты в голове держат уже сейчас.
- Вы-то чувствуете по разговору с вашим другом, что он не сказал своего последнего слова в футболе?
- Расставаться с футболом он точно не торопится. Михалычу еще работать и работать. Он тренер такого уровня, что объективно может приносить пользу нашему футболу еще не один год.
- Вы ведь долго работали с ним в тренерской связке. Почему в последние годы ваши пути разошлись?
- Этот факт объясню так: “В сложившейся ситуации ничего не зависит ни от меня, ни от Михалыча”. Не стоит забывать, что у нас очень много общего, в том числе и совместных наработок. Михалыч прислушивался ко мне, когда я предлагал ему какие-то свои наработки. В интересах команды он использовал их – будь это “Шинник”, “Урал” или какая-то другая команда.
- Как думаете, вместе еще поработаете с Побегаловым? Неужели вы окончательно перекочевали в отряд болельщиков?
- Нет, конечно. Да и болельщиком я себя не считаю, потому что каждую игру смотрю заинтересованно и оценивающе. При встрече Михалыч обязательно задаст дежурный вопрос: “Что увидел?”
- В “Шинник” вас, судя по всему, не позовут. Надежда только на другой клуб?
- Если обстоятельства сложатся так, что большого футбола в Ярославле не будет, то Михалычу самому придется решать. Наверняка у такого востребованного специалиста появятся предложения.
- Что вас связывает сейчас с большим футболом: газеты, интернет, телевизор, походы на футбол?
- Как и раньше держу руку на пульсе футбола. Особенно мне интересно наблюдать в каком направлении он развивается, слежу за всеми последними тенденциями. Мне довелось поработать в ЦПЮФ ФК “Шинник” и меня тогда разочаровал общий тренерский нигилизм и работа в стиле “ретро”, где основным тренирующим средством до сих пор является так называемый квадрат, то есть коллективное упражнение, направленное на бесцелевое и затянутое владение мячом. Понятно, что на тренерское мировозрение большое влияние оказывает футбол, в который играли сами тренеры, а это 70-е, 80-е и 90-е годы. Соответственно тренерская концепция подразумевается, как бег спиной вперед видя перед собой футбол 80-х годов.
Для меня все интересно. Все анализирую, откладываю в своей памяти. Обязательно делюсь с Михалычем своими наблюдениями, деталями нюансами. Многое беру из матчей Лиги Чемпионов. А вот наш футбол, смотрю редко, потому что в нем можно увидеть моменты, как не надо играть в футбол.
- Если разделить вашу совместную тренерскую карьеру на этапы: «Шинник», «Урал», «Волга», где было интереснее всего?
- Везде было интересно. Разумеется, особняком стоит Ярославль. В родном городе хотелось отдать все свои силы, умения и знания. И что самое главное, хотелось, чтобы команда всегда боролась за высокие места. В принципе общими усилиями мы этого добились. Начало 2000-х годов вспоминаешь с особой теплотой. Мы ведь в 2004 году вышли в полуфинал Кубка России. Потом, правда, мы повторили этот успех с “Уралом”. В Екатеринбурге у нас был очень хороший период работы. А вот в Нижнем Новгороде, скажем прямо, дело не пошло. Вмешались обстоятельства, не зависящие от работы тренера. Тот период карьеры уже забыли. Бог им судья.
- Правильно ли вы сделали, что поехали в “Урал?”. Может стоило переждать годик-другой и вас вернули бы обратно в Ярославль?
- Мы были безработными больше шести месяцев. Примерно до Нового года выдерживали паузу. С мая месяца получается приличный промежуток времени. Предложение же пришло не из Ярославля, а из Екатеринбурга. Я поехал вместе с Михалычем.
- Работать помощником у Побегалова легко?
- Непросто! В том числе и физически.
- Вот так новость!
- Сложность в том, что у Михалыча учебно-тренировочный процесс, что-то вроде священнодействия. К каждой тренировке он не только тщательно готовиться сам, но и требует этого же от своих помощников. Для Побегалова важно, чтобы у всего тренерского штаба было самое трепетное отношение к тренировке. Только в таком случае она может пройти максимально качественно и без всяких запиночек. Работая на протяжении более десяти лет бок о бок с Михалычем, сделал для себя интересное наблюдение.
- Слушаю его внимательно.
- Сравнив свое самочувствие в конце сезона, когда был действующим футболистом и когда стал тренером, пришел к выводу, что оно приблизительно одно и тоже. Любой помощник был выжат как лимон. Все! Не только один я. Во время занятий Побегалов требовал от нас полной выкладки, так что нужно было отдавать себя на сто процентов.
- Что такое особенное заставлял делать своих помощников Александр Побегалов?
- Организация тренировочного процесса всегда была на таком высоком уровне, что нам приходилось в течение коротких отрезков времени быстро бегать по футбольному полю в прямом смысле слова. Михалычу важно, чтобы были вовремя расставлены фишки, поставлены барьеры, другой инвентарь. Никаких ненужных пауз! Интенсивность тренировочного занятия ставилась во главе угла. Во время паузы в некоторых упражнениях приходилось еще руководить какой-то группой футболистов.
- Вы оказывали большое влияние на тренировки, состав? Могли в чем-то переубедить Побегалова?
- Такой необходимости не было. Дело не в этом. Перед установкой он собирал тренерский штаб и спрашивал мнение по составу, по тактике, стратегии. В обязательном порядке Михалыч внимательно выслушивал мнение всего тренерского штаба, учитывал его, и уже только потом принимал окончательное решение.
- Чем Побегалов вас удивлял в тренировочном процессе?
- Разнообразием упражнений. Он старался чтобы не повторялась ни одна тренировка. Тут же на память приходит, как в начале 2000-х годов ребята буквально летели на занятия и проявляли большое желание тренироваться. Как не трудно догадаться виной всему разнообразный тренировочный процесс.
- В чем его “фишка?”
- Михалыч умудрялся сделать так, чтобы тренировка одновременно была интересной и таила в себе приличную физическую нагрузку. Многое шло через мяч. Эти нагрузки переносились легко.
- Как-то спросил у Побегалова – откуда берутся все его тренировки? Специалист ответил, что это очень скрупулезная работа и подготовка к занятию порой занимает больше времени, чем сама тренировка.
- Это исключительно его работа и постоянно огромное желание совершенствовать свои навыки. Михалыч не только ездил на стажировки в заграничные клубы, но и на любом предсезонном сборе старался найти время, чтобы посмотреть на тренировку иностранных и наших команд. Что-то там подсматривал для своего тренировочного процесса, учитывая возможности своих ребят. Ни в коем случае слепо ничего не копировал. Его лишь интересовали нюансы, незначительные детали, что позволяло разнообразить собственный тренировочный процесс.
- Побегалов может накричать на футболистов или наговорить им в раздевалке после проигранного матча обидные слова? Насколько он темпераментный и эмоциональный человек?
- После проигранного матча Михалыч всегда всю ответственность брал на себя. Навскидку не могу припомнить ни одного случая, чтобы он после поражения, каким бы оно болезненным не было, устроил в раздевалке разнос ,бушевал и кого-то оскорбил. Это говорит о том, что он не переносил ответственность за результат на футболистов. Вспоминаю, что он никого не наказывал материально. Не позволял себе этого. Возможно, у него в том числе и поэтому, всегда был и остается по сей день высокий рейтинг среди футболистов и болельщиков.
- Задача журналиста – задавать в том числе и острые вопросы. Сколько их не задавал на послематчевых пресс-конференциях – Побегалов ни разу не дал в обиду своего футболиста.
- Со стороны тренера это выглядит просто по-человечески. Ребята же живые люди, все понимают и переживают вдвойне свои промахи. Думаю каждый футболист благодарен Михалычу за то, что не услышал в свой адрес никаких оскорблений.
- В 2004 году мне лично казалось, что у Побегалова только начинается работа в Премьер-лиге. На деле же с того момента больше он в элитном дивизионе не работал. Правда, что приглашения поработать в Премьер-лиге время от времени поступали?
- Правда. В то время Побегаловым достаточно серьезно интересовалcя “Зенит” Санкт-Петербург, который, к слову, в 2004 году мы обыгрывали дома со счетом 3:0. Побеждали и на Петровском 2:1 благодаря “дублю” Антона Хазова. Напомню, что в 2003 году Михалыч участвовал в Москве в ежегодном праздничном мероприятии, посвященному окончанию сезона, поскольку вошел в тройку лучших тренеров России вместе с уважаемыми Юрием Семиным и Курбаном Бердыевым.
- Какое еще заманчивое предложение до сих пор вспоминаете? Где разговор дошел до конкретики?
- Почему-то сразу приходят на ум предложения не от клубов Премьер-лиги, а от клубов второго дивизиона. В 2004 году Михалыча под задачу выхода в Первенство ФНЛ звали в Саранск. Несколько раз ему лично звонил глава республики Мордовия Николай Меркушкин. А в 2009 году к Побегалову проявлял интерес президент ФК “Краснодар” Сергей Галицкий.
- Ого.
- Тогда Галицкий только начал выстраивать всю систему и команду “Краснодар”. С его стороны было очень серьезное и заманчивое предложение. На дворе был конец 2009 года. У него в то время была команда второй лиги. Михалыча приглашали в Краснодар под задачу выхода в первый дивизион. Побегалов выбирал. У нас ведь было еще предложение из Нижнего Новгорода.
- Не погорячились, что отказали “Краснодару?”
- Сейчас уже нет смысла о чем-то рассуждать. С одной стороны, было бы интересно поработать в этом клубе. С другой – неизвестно, что бы из этого получилось. В Нижнем Новгороде также выстраивали интересный проект и ставилась задача выхода в Премьер-лигу. А ведь Галицкий уговаривал...Помню Михалыч советовался со мной.
- Вы были против?
- Нет, скорее я предостеригал от поспешного решения, ведь футбольный Краснодар специфичен по отношению к тренерской деятельности и кадровая текучесть на примере “Кубани” настораживала.
- Михалыч больше 15 лет работает самостоятельно. Самый главный показатель его работы?
- В первую очередь то, что он в нашем футболе сумел добиться уважения к себе. Побегалов – уважаемый человек за его стиль работы. Я бы добавил – человеческий стиль. В то же время в очередной раз приходим к тому, что результат команды дает не только тренерское мастерство. Есть еще работа клуба, финансирование. Когда Михалычу приходилось работать с футболистами не самого высокого уровня, то было очень сложно достигать максимального результата. В Екатеринбурге мы неоднократно были в лидерах. Шли первыми, вторыми, но не выходили в Премьер-лигу, потому что вмешивались околофутбольные дела.
- Какая тренерская отставка была самой болезненной и несправедливой для Александра Побегалова?
- Ярославль, 2004 год. Вы помните с кем “Терек” потом играл в финале? С “Крыльями Советов” из Самары и победил их 1:0, что позволило впервые в своей истории завоевать Кубок России. Информация к размышлению...
Количество показов: 1620
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.25) |