СОЛОМИНКА ДЛЯ ЯРОСЛАВЛЯ И ВЛАДИВОСТОКА
ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
С "Луча", разбирая беды аутсайдеров, и начнем. Если коротко, то Владивостоку должно быть обидно. Если кто и виноват в том, что команда тонет, то главным образом - сами приморцы. Во-первых, потому, что решили устроить в декабре прошлого года революцию, изначально выглядевшую ходом, в котором рисков больше, чем нужно для хэппи-энда. Менять почти весь состав команды, приглашая на работу тренера-иностранца Зорана Вулича, - отчаянный риск. При этом сам хорват мудро обезопасил себя от критики заявлением, что рынок игроков в России ему неведом, а потому - все едут на смотрины.
Сборы "Луча" в итоге превратились в один сплошной просмотр. А самая яркая история, многое объясняющая в селекции Вулича, приключилась в мае, когда Зоран в компании Анатолия Безняка, ныне - директора дальневосточников, а тогда зама, отвечавшего за спортивный блок, приехал в соседний Хабаровск. Игра двух игроков СКА-"Энергии" - форварда Яркина и хавбека Багаева - произвела на хорватского тренера настолько сильное впечатление, что он после матча первенства первого дивизиона попросил узнать цену на обоих. Безняк говорить о стоимости футболистов с коллегами не стал, справедливо заметив, что оба десять дней в январе ходили с грустными лицами по турецкому отелю "Кремлин", понимая, что напрасно прибыли на просмотр в "Луч", с которым Вулич только-только начал работать.
В своих предчувствиях оба футболиста были правы: шансов проявить себя в приморском клубе форвард и хавбек, принадлежавшие на тот момент "Рубину", не получили. А вторая причина для расстройства приморцев формулируется так: иногда решительность в спорте важнее всех иных факторов, определяющих результат и жизнь команды. Вулича во Владивостоке пытались уволить трижды, но всякий раз никто не решался объяснить губернатору края, что хорватский тренер - просто не тот человек, который сегодня нужен "Лучу". И в том его вина, кстати, невелика. Хотя ошибок Вулич, само собой, не избежал. Впрочем, причины этой нерешительности менеджеров дальневосточного клуба понятны - инициатором перемен год назад стал именно губернатор региона.
После отказа Леонида Слуцкого, не имевшего во Владивостоке конкурентов при конкурсном отборе, Сергей Дарькин, похоже, решил все поменять, а попутно - встряхнуть клуб, пригласив к себе на берег Японского моря специалистов из Европы. Этой идее нельзя отказать в оригинальности. Есть в ней и здравое зерно - чужой и успешный опыт всегда полезен, а хорватский футбол на момент подписания контракта с Вуличем и его штабом был почитаем в России всеми, а ценим даже выше голландского. В Приморье ведь в прошлом декабре прилетал известный всей Европе серб Любко Петрович, выигравший в сезоне-90/91 с "Црвеной Звездой" два Кубка - европейских чемпионов и межконтинентальный. А с Вальдасом Иванаускасом руководители дальневосточников встречались в Москве. В итоге обоих претендентов сгубил возраст - Любко оказался слишком старым, Вальдас - молодым.
При выборе тренера в штабе приморцев и случился первый конфликт, к лету превратившийся в настоящую войну - вялотекущую, зато непримиримую. Спортивный директор Олег Флегонтов сначала поспорил, а потом и разругался с директором исполнительным Али Ибадовым. Для понимания причин конфликта стоит, наверное, пояснить, кто эти двое. Один - опытнейший футбольный функционер, работавший в семи клубах всех мыслимых в России лиг; второй - преподаватель вуза, занимавший пост представителя главы края в региональном законодательном собрании и брошенный шефом на амбразуру в ноябре прошлого года. Ибадов в силу идеализма или же ему одному известных причин верил, что футбольный клуб в России можно сделать самоокупаемым уже сегодня, и даже принимал для осуществления своей мечты усилия. Однако они ничего, кроме улыбки у сторонних наблюдателей и футбольных агентов, не вызывали.
А отдельные усилия шефа приморцев иной раз больно били по кошелькам сотрудников "Луча", которые постепенно перешли к нему в оппозицию. В итоге в отставку ушли оба. Ибадов раньше и сам, а нанятый им на работу хорват - после унизительных 1:8 в Санкт-Петербурге. На "Петровском" его команда фактически публично высказалась за развод с тем, кого так и не приняла. Правда, речь в этом случае можно вести только о русскоязычной части коллектива - приехавшие с Вуличем в Приморье хорваты и черногорцы едва ли могут жаловаться на тренера, стараниями которого они получили хорошие контракты. Равно как задержка в 17 дней с выплатой жалованья - не повод для Семена Альтмана утверждать, что в клубе "есть экономические проблемы". Чего-чего, а с деньгами на Дальнем Востоке все в порядке. Недовольных гонорарами не было, и едва ли они в ближайшее время появятся.
А вот когда преемник Вулича говорит о группировках в коллективе, который ему достался в наследство, то имеет в виду очевидное - явное разделение команды по национальному принципу. Два этих мира - они никак не сойдутся, несмотря на схожесть языков. Дров в костер этой истории добавляли мелкие, а потому вдвойне обидные привилегии для выходцев с Балкан, выданные тренерами своим землякам и потому изрядно раздражавшие российских коллег. Вслух об этой проблеме еще в мае, после домашнего поражения от нальчикского "Спартака", заявил Александр Чихрадзе. Дело было на собрании - и тогда Вулич в первый раз мог быть уволен. Горячий кавказский парень прямым текстом сообщил тогда руководству, что, если оно хочет видеть "Луч" в премьер-лиге и дальше, стоит побыстрее рассчитать главного тренера, его помощника и ряд приехавших в Приморье "игроков-пассажиров". Бунтаря поддержали тогдашний капитан Александр Шешуков, заявивший, что команда Вулича не понимает, а потом и Виталий Булыга - один из самых ярких футболистов в составе приморцев. В итоге двое из "смутьянов" летом сменили место работы, равно как и еще десять игроков. Еще одиннадцать футболистов покинули Приморье в прошлое межсезонье. Итого 23 игрока и среди них - Штанюк, Чех, Астафьев, Стрелков, братья Аджинджалы...
Вулич, утверждавший, что работает в экстремальных условиях, когда игроки в команде меняются в режиме non-stop, был прав. С другой стороны, кто, как не тренер, должен был пресечь начавшуюся год назад перманентную революцию, которая в итоге довела приморцев до того места, которое они сегодня занимают?! Для этого, впрочем, нужно было как минимум желание, а еще пробивная сила, как у Сергея Павлова, с увольнения которого в Приморье и начался отсчет нового времени.
ПРОКОЛОТАЯ "ШИНА"
Павлов теперь в Ярославле - тонет с "Шинником". В третий раз в своей карьере, успев поруководить в промежутке "Кубанью". Этот специалист, известный умением решать задачу по выходу команды в элитный дивизион, покинул Краснодар, не сойдясь характерами с теми, кто сегодня определяет политику в кубанском клубе. Их конфликт тлел-тлел, но в итоге не разгорелся: Павлов счел, что ради дела лучше уйти самому. Благо на руках у него было приглашение от клуба премьер-лиги, пусть и переживавшего не лучшее время.
При этом тренер, съездив в Донецк, к хозяину компании, инвестирующей деньги в "Кубань", понял, что разногласия в принципах комплектования непреодолимы. Для того, чтобы понять суть проблемы, достаточно назвать игроков, которых Павлов хотел купить, да не смог, - Кобенко, Бракамонте, Яшин, Власов, Сердюков, Акимов, Бородин...
В итоге "Кубань" уже в премьер-лиге - и без этого дорогостоящего набора опытных игроков, а "Шинник" покидает этот турнир. В клубе, впрочем, к этому явно были готовы, раз гарантировали новому главному тренеру работу и на будущий сезон, не привязав ее условия к итоговому результату команды. Павлов, правда, порывался осенью уйти сам. Причина сложные отношения с генеральным директором Александром Рожновым - человеком очень эмоциональным, не всегда способным себя сдерживать в экстремальной ситуации, а потому наломавшим за сезон вязанку тех самых дров, под тяжестью которых "Шинник" идет ко дну.
На клубном сайте ярославцев, например, теперь публикуются решения КДК, обсуждающего жалобы "Шинника" на качество работы арбитров. Последняя - на лайнсмена Лагуна - признана обоснованной. Рефери, по мнению авторитетных специалистов, ошибся дважды. Характерен и комментарий, оставленный кем-то из посетителей клубного ресурса: а кому от этого легче, если очков не вернуть?!
Правильный ответ: легче г-ну Рожнову, зачем-то решившему объявить войну судейскому корпусу и получившему вполне адекватную и предельно жесткую реакцию. Незамеченные офсайды и неназначенные пенальти - самые мягкие из букета "приветов", присланных арбитрами ярославскому боссу этой осенью. Браво, рефери футбольной России! У вас, оказывается, есть корпоративная солидарность, что вызывает если не симпатии (игроков и тренеров "Шинника" всем жалко), то хотя бы уважение.
Если добавить к этой застарелой ярославской беде (два года назад волжан также показательно "пороли" за какие-то иные грехи) две другие гирьки, многое в участи волжан станет понятно.
Первая - это внутриклубный конфликт, полыхавший в "Шиннике" с осени прошлого года. Сергея Юрана клубный офис, мягко говоря, не любил. Благо сам тренер давал тому повод и не один, рассказывая СМИ, как все было плохо в Ярославле до него и как все разом поменялось после его назначения. Откровенно говоря, это не совсем так. Ну и сама манера ведения игры Юраном - оголенный нерв, жесты и слова на грани приличия - в конце прошлого сезона едва не привела к драке в Ростове, где столь же эмоциональный Геннадий Степушкин пошел с коллегой врукопашную. Их, к счастью, разняли, скандал замяли, но ролик той тренерской стычки появился в интернете - и в итоге не выдержал уже прежний губернатор ярославщины, попросивший поправить приглашенного им же специалиста.
Уволить далекого от дипломатии и чересчур эмоционального Юрана хотели сразу после сезона, но смена власти в регионе и заведенное на прежнего гендиректора "Шинника" уголовное дело к подобным поступкам не располагали. В межсезонье благодаря именно Юрану в Ярославле собрались квалифицированные футболисты, ехавшие в столицу Золотого кольца ради тренера, которому они доверяли. Тут, прямо скажем, было не до рассуждений на тему - как вести себя тренеру у бровки и кто больше сделал для победы ярославского футбола в первом дивизионе в сезоне-2007. Юрана терпели, но когда он сорвался, рассказав в присущей ему манере о том, что чувствует, глядя на происходящее вокруг "Шинника", попросили уйти. Вежливо, но твердо.
Кстати, Ярославль, судя по тому, как ведет себя главный тренер "Химок" сегодня, научил молодого специалиста умению сдерживаться. Искренность на грани эмоционального взрыва - это хорошо, это запоминается, но не всегда полезно.
Юран ушел, но вскоре выяснилось, что дело не в нем. Куда важнее иное: решить вторую проблему "Шинник" толком не сумел. Речь о деньгах, а точнее - их острая недостача в клубной кассе. Ближе к финишу ярославский клуб серьезно задолжал игрокам, которые и так явно устали от всего, что сопровождает команду в этом году: полная ее беззащитность на фоне скандалов и склок, которые периодически становятся не внутренним делом коллектива, а публичной историей, не украшающей клуб с богатой историей, всегда считавшийся по-хорошему консервативным.
Словом, сдутая "Шина" - не трагический случай, а вполне логичный итог сезона для коллектива, который еще в декабре выглядел самым слабым звеном премьер-лиги, ничего в своей жизни за 11 месяцев толком не изменив, а лишь добавив себе новых проблем. Так иногда бывает, но жизнь продолжается. Каким будет будущее Ярославля и Владивостока - вопрос ближайших двух недель. В конце концов соломинка еще цела, и они - тонущие или отстающие - все еще держатся за нее, не теряя хотя бы надежды.
Количество показов: 3284
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56) |