Бывший главный тренер «Шинника» Сергей Павлов: «Без больших задач жить скучно»
Назначенную на вторник встречу с Сергеем Павловым пришлось перенести. «Собираемся с друзьями в футбол поиграть, — извинился Сергей Александрович. — Там и Олег Иванович Романцев будет. Столько времени не виделись…» Разумеется, наша беседа на следующий день началась с вопроса о том, как прошел футбольный поединок.
С Мостовым сыграли бы лучше
— Спасибо, хорошо, — улыбается Павлов. — Сами понимаете, важна была не спортивная составляющая, а общение. Получил колоссальный положительный заряд.
— Рады, что Романцев вернулся в «Спартак»?
— Это не то слово! Олег Иванович — великий тренер. Я нисколько не боюсь этого слова и не стыжусь признаться, что многому у него учился. Жаль, что он на протяжении ряда лет активно не работал. Но у меня есть убеждение, что внутренне Романцев из футбола не уходил. Сейчас, когда в «Спартак» пришли его бывшие воспитанники, Олег Иванович очень многое может им передать.
— Вам довелось вместе работать на чемпионате мира — 2002. Сейчас вспоминают об этом выступлении и хорошее, и плохое. А какие наиболее яркие впечатления сохранили вы?
— Весь чемпионат помню, от начала до конца. Нам немного скомкали подготовку, обязав принять участие в турнире, который был организован в рамках международной программы популяризации футбола. Шли дожди, поле было вязкое, тяжелое. На этом турнире мы потеряли Сашу Мостового. Уверен, если бы Мостовой не получил травму, мы смотрелись бы по-другому. Бельгийцев-то уж наверняка должны были проходить. Все как-то неудачно одно на другое наслоилось в тот момент. Серьезные проблемы с обороной возникли… А вообще хорошая команда у нас подобралась — Валера Карпин, Витя Онопко, любого бери — футболисты с большой буквы. К тому же молодое поколение появилось — Пименов, Кержаков, Сычев, Семшов, целая плеяда. Можно было успешнее сыграть.
— Для болельщиков мировое первенство — праздник. Изнутри, наверное, совершенно иное восприятие?
— Почему же? Потрясающая атмосфера: приезжают команды, вокруг каждой ажиотаж, пресса постоянно подогревает страсти, люди съезжаются со всего мира. Такое не забывается. Японцы здорово все организовали, но особенно поразили поля. Ребята, когда первый раз на газон вышли, решили, что он искусственный — травинка к травинке. Оторвали несколько штук, в пальцах растерли, даже понюхали, чтобы убедиться: не синтетика. Условия для подготовки нам создали идеальные. Через несколько лет я с «Лучом» на эту же самую базу в Шимицу приехал. Меня там узнали, сразу же показали уголок, посвященный нашей сборной. Фотографии с тренировок, все так заботливо оформлено, как в музее. Не скрою, было очень приятно.
Данни понравился сразу
— Заговорили о полях, и сразу вспомнился Владивосток. Вроде бы одна климатическая зона, что мешает иметь такой же газон, как в Японии?
— Там целый комплекс проблем, связанных с дренажом и прочими вещами. Не скрою, качество поля для нас очень много значило. Ведь мы старались играть в футбол, а не строить игру по принципу: бей вперед, а там подберут. Соответственно, приглашал в команду исполнителей. Помню, во второй год в премьер-лиге провалили старт, но примерно с мая, когда поле пришло в норму, стали стабильно набирать очки дома. Обыграли ЦСКА, «Локомотив», провели несколько ярких матчей. Зрителя не обманешь — он не пойдет на серое зрелище, а во Владивостоке почти на каждой игре у нас был аншлаг.
— Налетались за четыре сезона?
— В среднем по 15 часов уходило на дорогу от базы до места назначения. Сами понимаете, после такого перелета нужно как минимум день дать людям на отдых — проводили чисто восстановительные занятия: пробежки, растяжки. Но и здесь была своя специфика. Я, когда команду принял, начал ее нагружать. Смотрю — ребята все хуже и хуже бегут. Стоп! Начал снижать нагрузки, пока мы не поймали «золотую середину». Приезжаем в Москву, в Бор, увеличиваем объем тренировочной работы, возвращаемся обратно — сбрасываем.
— Ваш уход получился неожиданным…
— Остаться в премьер-лиге, когда на вылет стояло шесть команд, в том числе «Рубин», в следующем году ставший чемпионом, было непросто. Возможно, я что-то делал не так, возможно, руководство поторопилось с выводами, но в любом случае у меня сохранились самые теплые отношения с Сергеем Михайловичем (губернатором Приморского края Дарькиным. — «Спорт»).
— Сейчас от той команды остались одни воспоминания…
— Многие игроки ушли в другие клубы, но не затерялись. Тот же Марек Чех защищает ворота «Локомотива». Кстати, я пригласил его из либерецкого «Слована», из которого в свое время позвал в «Сатурн» Антонина Кински.
— Рассказывали, что и Данни перед «Динамо» благодаря вам едва не оказался в «Спартаке»…
— Данни действительно нас интересовал. Летом 2003-го по просьбе Олега Ивановича я поехал на турнир в Тулон смотреть матч между молодежными сборными Португалии и Италии. Португальцы выиграли — 3:1, у них впереди играл Криштиану Роналду, а Данни вышел на позицию «под нападающими» и забил. Вроде бы уже договорились о том, что берем этого игрока, но я вернулся — а здесь революция.
— В смысле?
— Олег Иванович ушел из команды…
«Сатурн» должен быть в шестерке
— Романцев потом принял «Сатурн», который вы в свое время вывели в высшую лигу. Что вообще происходит с «инопланетянами»? Столько тренеров сменилось, а результата все нет.
— Результат — слагаемое многих компонентов. Бесспорно, качество игры зависит от тренера, но команда — только верхушка айсберга. Большая его часть скрыта — это клубная инфраструктура, управленческие кадры. Здесь должна кипеть работа. В бытность тренером «Текстильщика» приехал в Нант. Команда тогда гремела, шла на первом месте в чемпионате Франции. Попросил представителей клуба показать, как у них работает футбольная школа. Не стану описывать качество и количество полей — там был один мальчик, с которым занимались сразу два преподавателя. Как мне объяснили, это будущая звезда, поэтому в его подготовку вкладываются приличные суммы. К воспитанию собственных кадров они относятся как к выгодному вложению денег. Нам в этом плане до европейских образцов далеко, но я соглашусь: при тех условиях, которые создаются «Сатурну» в Подмосковье, команда обязана занимать места не ниже шестого.
— Что мешает?
— Когда мы начинали выстраивать клуб с руководителями области — Валерием Аксаковым, Борисом Громовым, — все делали правильно. Об этом свидетельствовало то, что дело шло в гору, команда прибавляла, болельщики заполняли трибуны. Хотя, должен признаться, годы были не самые благополучные — дефолт, смена руководства… Когда пришел Борис Всеволодович, сразу обозначил, что Московской области необходима команда премьер-лиги. Мне трудно судить, что происходило в клубе в последние годы, но все вправе ждать от «Сатурна» гораздо большего.
— Может, и вправду нужно было прислушаться к губернатору и в межсезонье объединить «Сатурн» и «Химки»?
— Не думаю, что это могло что-то изменить. У каждой команды своя база, своя основа. Возможно, стоило отказаться от одной из команд в премьер-лиге, чтобы она стала крепким середняком первого дивизиона и готовила для второй кадры. Такая пирамида обычно приносит плоды, но и здесь существует множество нюансов, которые пришлось бы учитывать.
Первой лигой нужно переболеть
— После стольких лет в премьер-лиге первый дивизион не показался вам «страшным»? Бытует мнение, что здесь ужасные поля, отвратительное судейство…
— Это хороший и очень непростой турнир. Чтобы победить в нем, надо играть в футбол лучше всех — это самое главное. Если этого не будет, все остальное — ерунда. Как и все разговоры о предвзятости, продажности и прочее — могу заверить вас как тренер, который четырежды выводил команды в премьер-лигу. Можно сказать, пять раз, потому что в прошлом году «Кубань» при мне уже практически решила задачу.
— Почему не сложилось в Краснодаре?
— У меня свой взгляд на некоторые вещи, у руководства — свой.
— Ваша отставка никак не была связана со сменой собственников клуба?
— Нет, я нормально общался с Олегом Мкртчяном. Впрочем, везде, откуда уходил, старался сохранить цивилизованные отношения с руководителями. В «Шиннике» то же самое. Не хочу вдаваться в детали наших разногласий. В области искренне хотят сохранить команду, просто возможности Ярославля сейчас ограничены. Кризис больно ударил по машиностроительной отрасли, а она в регионе превалирующая. Команда же плотно связана с бюджетом области.
— Получается, вы ушли из-за финансовых проблем?
— Нет, возникли другие вопросы. Некоторые моменты показались мне неприемлемыми, о чем я честно и сказал руководству. Что касается экономической составляющей, то я первый согласился на сокращение зарплаты. Если бы я этого не сделал, не имел бы морального права просить о том же ребят. А «подвинуться» по зарплате было необходимо. Несмотря на то что в итоге удалось достичь согласия, эта тема еще долго негативно влияла на коллектив, периодически обсуждалась. Старались экономить. В межсезонье не по¬тратили ни копейки на трансферы — брали только игроков, имевших статус свободных агентов, таких как Бурмистров, Кузнецов, Беслан Аджинджал, возможности которых мне хорошо известны. Остались в команде Бузникин, Монарев…
— И все же «Шинник» начал сезон неудачно. Почему?
— На сборах играли уверенно. Небольшие проблемы в атаке обозначались, но мы думали: стартуем — и все выправится. Последний этап подготовки сорвали, потому что шла заявка и вообще стоял вопрос о том, сможем ли мы заявиться на турнир — за клубом тянулись «хвосты» долгов прошлых лет. Словом, не поехали на последний сбор, остались дома, а в Ярославле холода затянулись. Оказались без спаррингов, тренировались на мерзлом кочковатом поле. И все равно считаю, что команда будет бороться за выход в премьер-лигу — сыграли-то всего ничего.
— Многие говорят, что тяжело перестраиваться на новый игровой ритм — два матча в неделю, бесконечные перелеты. На самом деле это так трудно?
— В большей степени дело в психологии. В «Шиннике» собраны ребята, прошедшие премьер-лигу. Им казалось, что они выйдут и легко начнут обыгрывать всех подряд. Так не бывает! С любым соперником нужно бороться. Вот пройдет круг, и у них «покатит». «Спартак», когда в советские времена оказался в первой лиге, тоже не сразу стал лидером — кувыркался, шел четвертым, пятым, только ко второму кругу стабилизировался. Поймите меня правильно: надо переболеть первой лигой, приспособиться к ней.
— Ярославль значится в списке городов, где в будущем, возможно, будут проходить матчи чемпионата мира. Реально подготовить стадион, инфраструктуру?
— К тысячелетию города здесь ведутся ремонтные, реставрационные работы, строятся новые гостиницы, стадион. Москва рядом, инвестиции в новые проекты должны последовать, так что ничего невозможного нет. В Ярославле здорово развит хоккей. Кстати, для того чтобы в футболе достичь таких же высот, ничего нового придумывать не придется: нужно организовать футбольное хозяйство по примеру хоккейного.
Главный критерий — практика
— В России то повально увлекаются назначением тренеров-иностранцев, то только что завершивших карьеру футболистов. Вас такой подход не обижает?
— Я не против иностранцев, если они приносят пользу, как Гус Хиддинк, Дик Адвокат. Многие говорят, им шикарные условия создаются, но в «Локомотиве» тоже были замечательные условия. Просто так сложились обстоятельства, что у кого-то из специалистов не получилось. Был же момент, когда у Семина не пошло в «Динамо». Никто не сомневался в Юрии Павловиче как в тренере. В Киеве он свою высокую квалификацию подтвердил. Пришел и поменял игру, изменил психологию футболистов. И ведь не делал массовых дорогостоящих приобретений: те, кто был, у него заиграли по-другому. Конечно, доверие должно быть к нашим тренерам. Пусть иностранцы тоже работают, но пусть привносят что-то свое. Не новое, а свое. Когда назначают главными тренерами молодых ребят, тоже, наверное, рассчитывают на какую-то новизну, свежесть восприятия, что ли.
— Оправданно?
— Да кто же его знает?! В нашем деле главный критерий — практика. Выиграл — значит, все правильно сделал. Но при этом ответы на многие вопросы ищешь и находишь на интуитивном уровне. 30 лет работаю, но не знаю, почему так. Чувствую, что должно быть так. Опыт — хорошая вещь, но нет абсолютно идентичных ситуаций — там были одни люди, здесь — другие. А вообще-то, человек, который никогда не сомневается, никогда ничего не добьется.
— В этой связи роль помощников, наверное, трудно переоценить?
— Разумеется, они должны дополнять главного, проникнуться его идеями, стать единомышленниками.
— Отчего тогда вы никогда не возили с собой готовые команды сподвижников?
— Те люди, которых хотел бы видеть рядом, уже где-то работали. К тому же, приехав на место и побеседовав с людьми, остававшимися в клубе, всегда находил с ними полное взаимопонимание.
— Куда теперь, Сергей Александрович?
— Хочу немного отдохнуть. У меня был непростой период, надо набраться сил. В первую очередь эмоциональных. Без работы себя не мыслю, хотя работа у нас стрессовая. Иной раз до утра колотит — от футбола отойти не можешь.
— И все же, где хотели бы продолжить карьеру?
— Всегда говорю, что главные составляющие нашего футбола: политическая воля руководителя и экономические возможности региона. Все остальное можно выстроить на этом фундаменте. Плюс, конечно, амбиции. Если не ставить конкретных высоких задач — скучно.
Количество показов: 3727
(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93) |