Интервью В.Д.Чуркина
Предлагаем вниманию болельщиков интервью Владимира Дмитриевича Чуркина, легендарного ярославского вратаря, отметившего недавно свое 65-летие.У фанатов ярославского «Шинника» в свое время была популярна «кричалка»: «От Москвы до Гималаев Чуркин лучше, чем Дасаев». 2 марта легендарному ярославскому вратарю исполнилось 65 лет. Составители программки, присоединившись к многочисленным поздравлениям, напросились к юбиляру на интервью и услышали несколько интересных историй.
- Владимир Дмитриевич, говоря о наиболее памятных матчах клуба, многие ветераны футбола вспоминают встречу с «Карпатами» в 1979-м году, когда на стадионе «Шинник» собралось 42 тысячи зрителей. Какой поединок «Шинника» запомнился лично Вам?
- Помимо действительно легендарного матча с «Карпатами» я бы отметил еще две встречи. Первая – это игра 1977 года с московским «Спартаком», когда в составе соперника на поле вышли знаменитые игроки Ловчев и Гаврилов. Поединок тогда получился очень упорным. На 87-й минуте нам забил Ловчев, мы на 88-й счет сравняли, но арбитр по каким-то причинам этот чистый гол не засчитал. 0:1- так и закончили. На матче,кстати, присутствовало 35 тысяч зрителей, помню, даже провалились деревянные сиденья на Северной трибуне, и некоторые болельщики получили травмы.
Запомнился также поединок с «Кубанью» в 1979 году, когда мы сыграли 2:2. В те годы действовал лимит ничьих: у нас тогда это была 13-я ничья, и мы за нее очка не получили, гости же в свою очередь положили в свою копилку драгоценный балл, получив, тем самым, шанс настигнуть нас в турнирной таблице. Чем в конце концов и воспользовались, похоронив наши надежды попасть в Высшую лигу.
- За свою карьеру Вам доводилось сталкиваться с самыми разными пропущенными голами. Какой из них был наиболее непредсказуемым?
- Наверно самый нелепый гол я пропустил в 1980-м году, выйдя после травмы в матче с ивано-франковским «Спартаком». Мы вели 2:1, шла последняя минута матча, когда игрок хозяев наудачу пробил метров с 25-ти. Подумал, что спокойно поймаю мяч, но он каким-то образом проскочил между рук в ворота.
- Что Вы чувствовали после этого гола? Было опустошение?
- К тому времени я уже был опытным вратарем и стойко перенес неудачу. Да и ребята поддержали, они понимали, что у меня еще не получилось войти в игровой ритм после восстановления.
- У каждого вратаря есть свои способы прийти в себя после таких моментов…
- Если в молодости я подолгу анализировал прошедшие матчи, не спал до 4-х утра, то с годами стал ровно относиться как к успехам, так и неудачам.
- Вы играли со многими известными ярославскими футболистами, и тем не менее, попробуйте назвать одного одноклубника, чьему мастерству особенно поражались?
- Для меня образцом умения играть в футбол по всем параметрам был Владимир Панков. Назову еще и Николая Смирнова. Это голова, которая думала за всех.
- Вы хорошо помните матчи тех далеких лет…
- Я никогда не вел записок, но действительно, держу в памяти практически все проведенные игры и пропущенные мячи. До сих пор могу рассказать, как развивалась та или иная атака и кто мне забивал. Например, хорошо помню, как в 20-летнем возрасте получил в свои ворота гол после выхода один на один нападающего «Нефтчи» Банишевского, а на 90-й минуте в этой же игре отбил исполняемый им пенальти
- Давайте о пенальти и поговорим. Можно ли его отбить, если надеяться на реакцию?
- Нет, невозможно. Есть три фактора, при учете которых у вратаря появляются шансы. Первый - психология. Второй - знание бьющего игрока. Раньше не было телевидения, но пенальтисты, как правило, в командах не менялись, были одни и те же. Третий фактор - интуиция.
У нас в 2015-м году была игра на Кубок ФНЛ с Владивостоком. Перед серией пенальти предупредил Диму Яшина, что если послематчевые 11-метровые удары бьют с правой ноги, надо прыгать в правый угол - 2-3 удара можно отразить. Он это учел, и мы с его помощью выиграли серию. На следующий год в матче с «Зенитом-2» уже Саша Малышев с помощью этого совета выручил команду в послематчевых пенальти.
Правда, при одиночных 11-метровых в играх первенства направление удара можно только угадать. Также непредсказуемы и футболисты, бьющие с левой ноги.
- Несколько лет назад в одном южном городе «Шиннику» назначили два пенальти подряд. Первый вратарь отбил, а в повторном эпизоде спасти команду уже не смог. Потом в частном разговоре наш голкипер сетовал, что во втором случае в горячке матча просто запамятовал, в какой угол бьет новый пенальтист.
- Вот, например, Николай Смирнов, если мне не изменяет память, в чемпионатах пробил 36 пенальти, реализовав 33. Так получилось, что в одной из смазанных попыток виноват был я. Мы с ним всегда жили в одной комнате. В игре с «Уралмашем» на выезде Николай забил пенальти. Ворота свердловчан защищал мой приятель Коля Гнилов, с которым мы были знакомы по юношеской сборной. Перед матчем в Ярославле я посоветовал нашему капитану бить в другой угол, не в тот, что в Свердловске, так как обычно вратари запоминают направление удара. И вот идет игра, при счете 3:0 судья показывает на «точку». Николай Смирнов разбегается, бьет щекой мяч в другой угол, а его уральский тезка спокойно ловит мяч. Так я невольно «помог» нашему пенальтисту своими вратарскими познаниями.
- В Ваши игровые годы по воротам били сильней?
- В последнее время практически все мячи забиваются из вратарской площадки. Голов с 25-ти метров мы практически не видим, не говоря уже о 30-35-ти.
Раньше были футболисты с очень сильным ударом - Баймухамедов из Перми, который мог забить метров с 35-40, Рютин из Хабаровска, Дзагоев из Ашхабада. У нас в «Шиннике» был Макаров, про таких говорят:«бьет мяч, а летит шайба». Нынче же даже в Премьер-Лиге с 30-ти метров никто не решается на удар, в основном идут подачи с флангов и борьба во вратарской.
- Вы много лет провели в «Шиннике». Что для Вас значит наша команда и чем она отличается от других провинциальных клубов?
- «Шинник» - это моя жизнь. 52 года назад я пришел сюда мальчишкой и до сих пор не менял команду, хотя приглашений было достаточно. И та плеяда игроков, с которой я вместе выходил на поле, отличалась патриотизмом, верностью городу. Может быть, для кого-то эти слова сейчас покажутся излишне громкими, но все именно так и было.
Да, мне не довелось поиграть в высшей Лиге СССР, но хочется хотя бы как тренеру вратарей поработать в российской Премьер-Лиге.
- Как раз о патриотизме и хотелось поговорить. Ровно год назад в интервью нашей программке другая легенда «черно-синих» Борис Анатольевич Гаврилов поведал историю о том, как отказался от жилья в Москве ради карьеры в «Шиннике». Наверное, сейчас уже можно рассказать, какие блага Вам предлагали при переходе в другие клубы?
- (Смеясь) Наверное, можно… В 1973-м году работавший в «Днепре» Валерий Васильевич Лобановский очень хотел видеть меня в своей команде. От него в Ярославль приезжал человек, уговаривавший переехать в Депропетровск. Условия предлагались шикарные, я был близок к подписанию соглашения. В феврале 1974-го года надо было ехать с украинским клубом в Германию, но в январе у меня парализовало отца, и вопрос о переходе снялся сам собой.
- Были еще серьезные варианты?
- Виктор Прокопенко, когда работал вторым тренером в Одессе, предлагал перейти в местный «Черноморец». Ключи от квартиры, машину и огромную зарплату там давали сразу.
- Почему отказались?
- Тогда у нас сложилась настоящая команда, мы с Николаем Смирновым уже даже не рассматривали другие варианты. Не знаю, как это объяснить, но друзья, город, команда – все это было здесь, в Ярославле, нами все это ценилось, и желания сменить обстановку не возникало.
Тем более, отец у меня отработал на Шинном заводе всю свою жизнь, его там всего знали. А тогда люди гордились трудовыми династиями.
- Спасибо за интервью. Что бы Вы пожелали болельщикам перед стартом весенней части сезона?
- Всем настоящим поклонникам футбола я бы пожелал верить и любить нашу самобытную команду. Хотелось бы, чтобы зрителей на трибунах становилось больше. Когда стадион полон, футболисты не могут играть плохо!
Материал был опубликован в программке к матчу "Шинник" - "Томь". Автор - Евгений Мохов.